сайт международной телестудии Rus Ecology Film карта России
редактор сайта - Вадим Осадчий rusecologyfilm@mail.ru
о студии новости проекты фильмы пресса фестивали
поиск
   

 

 

на главную

 

.

Елена Ситникова

"Радуга в объективе"

Журнал "Огни"  №1\2006 

Как бы человек ни пытался укрыться от случайностей природной жизни за стенами цивилизации, ему не удается сделать их непроницаемыми. Скорее, напротив - чем больше он нагромождает, тем сильнее в нем нарастает ностальгия по живым ощущениям.  Представьте, как ведет себя молодая охотничья собака, попадая в лес: запахи, звуки, переливы света и ветра, вкус сочной травы и ... Столько всего ! А чем  здесь отличается поведение человека ? Наверно тем, что он хочет вспомнить, но забыл, как это -  возвращаться. В его чувствах смешиваются и восторг, и страх, и преклонение, и агрессия. Он чувствует себя чужим и часто ведет себя, как чужой. Потому что забыл... А это уже - катастрофа... Сейчас создается много программ, связанных с проблемами экологии. Чтобы вспомнить. Вернуть. И вернуться. Они связаны с решением конкретных задач по сохранению природных ресурсов (Господи, как измельчал человек, если природа для него - это только ресурсы !), со спасением и охраной памятников природы   (шаг - чуть выше), с восстановлением того, что было им же самим уничтожено, утрачено, но все же возможно возродить - исчезающие виды животных, растений, экологических систем ( а это - быть может - покаяние), и, наконец, с возвращением самого человека к его изначальному ощущению природы. И чаще всего эта проповедь звучит - от искусства. Вероятно, потому, что проще всего вернуться к истокам - художнику. Да он, собственно, - если это истинный художник - ничего и не забывал.  Мне часто приходится слышать от своих соотечественников- курганцев, что когда на телевизионном экране между суетой новостей и рекламы вдруг на минуту промелькнут озвученные чистой музыкой несколько кадров - с трепещущими на ветру цветами, заснеженным лесом, неровно бегущим зайцем ... - это как глоток свежего воздуха. И вдруг от него сам на мгновение затрепещешь и опомнишься - от повседневности и привычной суеты. Такие небольшие межпрограммные музыкальные заставки - как цветные осколки дивной мозаики, подсмотренной в природе. Их автор Вадим Осадчий, он не путешествовал по далеким экзотическим местам. Оказывается, что этого и не надо. Они просто внимательно и любовно присмотрелись к нашим зауральским лесам, лугам, озерам, рекам ... Ничего не выдумывая, ничего не приукрашивая.  Наш край удивителен: в Зауралье почти десятая часть территории - памятники природы. Поэтому именно так - “Памятники природы Зауралья” - называется 14-серийный совместный видео-проект Комитета по охране природных ресурсов и Курганской государственной телерадиокомпании, ставший в 2001 году лауреатом Всероссийского телефестиваля “Человек и природа” в Москве  как “лучшее видео года”. А в 2002 году на VI Международном экологическом телефестивале “Спасти и сохранить” в Ханты-Мансийске его авторы получили дипломы I степени в номинациях “Лучший проект” и “Лучшая операторская работа”. И не только.  Дело в том, что эта идея стала своеобразной поворотной точкой для самого фестиваля, так как рядом с многочисленными пугающими сюжетами об экологических проблемах состоялось то самое возвращение на круги своя - к первоисточнику. И уже на следующем VII  фестивале в 2003 году было показано больше фильмов с той восторженной и чуть щемящей интонацией, какая свойственна человеку, говорящему на языке природы. А новый восемнадцатиминутный видовой фильм наших авторов “Природа Зауралья”, сделанный на основе того же материала, вновь получает диплом I степени за “Лучшую операторскую работу”, так же, как и на VII Международном телефестивале “Золотой бубен” (2003 г., г. Ханты-Мансийск), где был представлен под названием “Ритмы живой природы”.  Помнится, во время его презентации на КГТРК после просмотра возникла   длительная пауза. Зрители - а это были коллеги авторов, журналисты, искусствоведы -  не могли сразу начать разговор. Такое было ошеломление. И сложно было сразу понять - отчего. Конечно, действительно - прекрасная операторская работа Артура Васильева и Вадима Осадчего, выразительная музыка... Но... не случайно, когда представляется фильм,  всегда первым называется имя режиссера. Поэтому здесь же на пресс-конференции одним из искусствоведов была рассказана история о судьбе  отснятого Сергеем Эйзенштейном документального материала, смонтированного какими-то ремесленниками в безликие “короткометражки”, в которых уже не чувствовалось дыхание великого мастера. Сравнение, сказанное в запальчивости, пожалуй, попало в самую точку. Так как на одном из фестивалей председатель жюри, ведущий телережиссер России, Дмитрий Луньков высказал свое мнение о фильме “Природа Зауралья” восхищенными словами: “Образней и поэтичней монтажа я не видел”.   Казалось бы, чего проще - смонтировать видовой фильм о природе ?  И о какой режиссуре может здесь идти речь ? Но автор в этом случае часто становится не только оператором и монтажером, но одновременно и режиссером, и звукорежиссером. И дело не только в профессионализме, опыте, знании современных технологий и требований европейского стандарта документального кино и видео. Все это может показаться непосвященному скучной необходимостью, как гаммы и этюды для начинающего музыканта. Но это и есть элементы,  из которых складывается мастерство. А если есть еще и внутренний нерв, объединяющий их с самой личностью человека - то можно говорить о таланте.  Телережиссер Вадим Осадчий счастливо сочетает в себе все эти качества. Неуемно и жадно поглощающий любые впечатления, связанные с творчеством, будь то создания природы или человека - музыка, театр, кинематограф поэзия, живопись, акции современного искусства, архитектура, история... Его интересует решительно все, и все становится материалом для собственных творческих идей. Может, поэтому он столь увлеченно и плодотворно работает с  профессиональными искусствоведами над передачами о художниках, о музейных выставках. Здесь есть и отточенная выверенность классической гравюры и завораживающе неуловимое дыхание старинной живописи в передачах Анатолия Львова о выставках искусства XVIII-XIX вв. И задиристый авангардный эксперимент совместного русско-голландского проекта “Конец века” (авторы идеи Игорь Новиков и Ольга Науменко).  Самый, пожалуй, интересный дуэт Вадима Осадчего - с искусствоведом Светланой Кулаковой. Об их сотрудничестве можно говорить отдельной страницей. Тем более, что кроме обычных (хотя и не совсем) телевизионных передач - о детской выставке “Мир другими глазами”, о “Мире на палитре” художников Эдуарда Алексеева и Михаила Казанцева , о “Вечернем бильярде с Владимиром Чалым”, - они совместно создали фильм о творчестве курганского графика Стаса Кежова “Хранитель времени”, который стал номинантом  VII фестиваля “Золотой бубен”. И здесь в полном мере соединились все многогранные свойства личности авторов, которым хотелось не просто рассказать о художнике, но и увидеть окружающий мир его глазами - странную таинственность старинных и просто старых и много поживших вещей, историю и современность нашего города и отголоски далеких эпох и пространств. И конечно, пристально вглядеться в лицо и руки человека, создающего свой мир, который по сути становится продолжением обнаженной сущности реального.  Ландшафт истории столь же прихотлив, основателен и изменчив, как и природный. “Памятники истории и культуры Зауралья” - еще один многосерийный телевизионный проект КГТРК, осуществленный Вадимом Осадчим совместно со сценаристом Татьяной Андреевой, продюсером Надеждой Варлаковой, оператором Артуром Васильевым - вызвал большой резонанс, положив начало углубленному изучению своего края для многих наших соотечественников. И как часто любовь начинается со знания ! Мимо многого проходишь, не обращая внимания, пока для тебя не оживет его   внутренний смысл. А бывает, что именно первый шаг навстречу дает толчок к пониманию сути. Величественные стены Далматовского  монастыря, которые хочется трогать руками, словно снимая живые слепки времени. Овеваемый ветрами тысячелетий курган Савин. Белоглазый темный лик чудотворной Чимееевской иконы Божьей Матери. Тихий, но с такой глубинной духовностью, провинциализм небольшого города Шадринска. Архитектурные памятники Кургана, чья судьба, как рассыпавшиеся страницы отечественной истории. Документ эпохи и сила впечатления - такова основа сюжетов этого сериала. Архивные материалы, археологические находки оживают в сочетании с натурными видовыми съемками, неторопливым вдумчивым - несколько отстраненным - рассказом и эмоциональной музыкальной струной. Редкий случай, когда факты и документальная информация не преподаются, не навязываются, а словно вживляются - не только в разум, но и в сердце. Может, именно так и надо преподносить близкую нам историю, которая должна стать зародышем необходимого для каждого человека чувства Отечества. Может, поэтому проетк “Памятники истории и культуры Зауралья” решили представить на Х телевизионный национальный конкурс “ТЭФИ-2004” и на IV национальный конкурс в области неигрового кино и телевидения “Лавровая ветвь”. Собственно, для любого сюжета - будь то документально- исторический, видовой или искусствоведческий, - над которым работает Вадим Осадчий, свойственны образная поэтизация и чуткий музыкальный нерв. А новый фильм “Любовь земли и прелесть года...” по сценарию Татьяны Андреевой, продолжающий излюбленную тему  красоты родной земли, возрождает в зрительных образах живое слово чуткой и вдохновенной лирики Федора Тютчева. Этот сюжет был представлен в 2004 году на VII фестивале “Спасти и сохранить”. Он был замечен жюри, но к сожалению, видимо, наше время мало располагает к поэзии - настолько люди отвыкли от произнесенного чувства. Хотя, может быть, его появление станет для кого-то первым уроком высказанного откровения (собственно - сказанного от крови). И скорее всего - для молодого поколения, которое не помнит феноменального взрыва интереса к поэтическому слову периода “Оттепели”. Об этом особо было сказано одним из членов жюри, пресс-секретарем “Фонда дикой природы” Полиной Герасимовой. А пока одна необъяснимая многозначность языка музыки дает возможность автору говорить о сокровенном. Не случайно еще один его новый фильм “Сибирские врата” на том же телефоруме стал лауреатом в номинации “Лучшая режиссерская работа”. Именно  - режиссерская, так как органичное внутреннее ощущение законов музыкальной драматургии стало здесь основой для драматургии действенной.      Этот фильм выстроен подобно музыкальной партитуре. Его можно было бы назвать видеосимфонией. Так, что закрадывается мысль об органичном  происхождении четырехчастного сонатно-симфонического цикла из естественной смены времен года, а формы самих отдельных его частей из смены времен суток. Не случайно многие великие композиторы видели в природе источник вдохновения и в творчестве следовали ее законам, как объективной высшей гармонии. Вольно или невольно автор здесь создает свое произведение подобным образом, только с обратным порядком причины и следствия. Он словно бережно укладывает свои зрительные и чувственные впечатления, свой человеческий восторг перед чудом земной жизни на подножие музыки. И они так прорастают друг в друга, что невозможно понять, какие здесь властвую законы - бытия или фантазии.  Итак, открываем Врата Сибири.  Мягкими задумчивыми аккордами покачивается на сонных ветках снег. Сквозь него  неожиданно проступает звучная тема - зачарованный и по-зимнему величественный сосновый лес. Ослепительно , как заклинание, вспыхивает в просветах солнце,  предвещая потом свое многократное появление и сразу становясь одним из основных мотивов необычайной партитуры. Промелькнули настороженные движения зимних   зверей. Ритмичные всплески мгновенно сменяющихся впечатлений, и затаенное царство зимы смывается клокочущим весенним потоком. А в музыку врываются звуки, невыносимо скрежещущие, словно в великом усилии пробуждения. Затем все успокаивается и растекается среди первой зелени на серебристые ручьи-рукава. Вода - еще один лейтмотив, и его метаморфозы сродни прихотливым капризам настроения. В них и легкие невесомые нежнейшие капли, и тихоструйные скрипки, и пугающе стремительный бег...  И вот из двух стихий - огня и воды рождается земная жизнь. В бархатно-виолончельных тембрах начинает звенеть шмель на первом весеннем цветке мать-и-мачехи, одиноко проснувшемся на едва прогретой коричневой земле. Затем неудержимо нарастает буйство весеннего многоцветья. Самые хрупкие и недолговечные, но самые пленительные творения природы жизнерадостно и неудержимо овладевают всем миром. Чуть вздрагивают бабочки, чашечки цветов, словно неуловимо тонкие и прозрачные, но щемяще пронзительные флажолеты  флейты. Сиюминутный близкий взгляд - и далекий отголосок. Звук и отзвук. Пышная, пряная - и внезапно истаявшая кисть сирени. Утро и вечер. Как нарастающие и утихающие удары сердца... Вновь знакомый краткий виолончельно-танцевальный мотив в завораживающе таинственной розетке папоротника.  А рядом уже на солнечных лесных прогалинах подступает лето. И в нем, как у зрелого, полнокровно и вдохновенно живущего человека, есть все - мудрое спокойствие, драма, беспечный неуемный восторг, тихое созерцание, напряженная деятельность, забота о будущем потомстве. Как в любом движении души - здесь отражение высшего миропорядка. Собственно - гармонии. И именно звуковая гармония последовательно выстраивает, казалось бы, случайно выхваченные из бесконечного многообразия жизни впечатления необъяснимо долгого летнего дня. То четкий ритм цветочного узорочья и пляшущие отблески в воде, то спокойный мелодичный изгиб речного пейзажа и беспокойные возгласы ветра. Или осторожные и чуткие шаги косули под струнами дождя. Неуловимо меняющиеся оттенки звуков, тембров, красок, темпов, бликов, теней... Впечатления множатся, дробятся,  нарастают до головокружения, в котором уже теряется ощущение почвы под ногами... Движение, водоворот жизни - в звенящих колосьях, в дыхании взволнованного озера, в упрямом  восхождении звериного детеныша на ступеньку водного порога, в испуганном всплеске утиных крыльев... Краткое затишье. Сполохи. Последний прощальный, почти трагический - сродни человеческому, голос солнца - и летние сумерки осеняет нарастающая луна.  А землю успокаивает и умиротворяет туман. Вновь коротко пульсирующие удары - в четких темных силуэтах луговой травы, деревьев, речного берега под гаснущим небом, нестерпимое нарастание напряжения. И вдруг , как спасение, солнечный день.  Трогательно   лелеющие своих жеребят кони. Но остается отзвук тревоги. В ней уже предчувствуются иные сумерки...   Так начинает опадать осень... Оставляя под тоскующими дождями щедрые плоды, пугая лесных зверей и вознося ожидающий взгляд к вершинам деревьев, в чьих оголенных черных кронах уже слышен вой надвигающихся зимних метелей. Все возвращается на круги своя. Несколькими угасающими аккордами проливается среди деревьев широкий поток солнечного света и завершает эту удивительную партитуру.  Но не успеваешь опомниться, и все хочется повторить сначала тот же вечный круговорот жизни, совершающийся в природе... Фильм “Сибирские врата” - это почти авторское кино, так как здесь Вадимом Осадчим была выполнена кроме режиссерской и основная часть операторской работы. А представлен он был на фестивале “Спасти и сохранить” и на V российском фестивале видеоклипов и видеофильмов о родном крае “Люблю тебя” (г. Тюмень; 2004 год; призер в номинации “Лучшая операторская работа”) - от только что  созданной автором независимой телекомпании “RUS ECOLOGI FILM”. Очень большой удачей можно считать, что этот фильм отобран для участия в международных фестивалях “Зеленый взгляд” (Санкт-Петербург), “ECOFILM” (Минск, Беларусь),  “Золотой Бубен” (Ханты-Мансийск), “EARTS SCIECE” (Флоренция, Италия). Сейчас молодой, но уже опытный и зарекомендовавший себя на весьма престижных российских телефорумах режиссер Вадим Осадчий активно продолжает творческий поиск. У него множество планов. Он ждет новых сценариев, ищет интересных людей для сотрудничества. А пока занимается необходимым, как пленэр для художника, и к счастью любимым делом - с камерой в руках путешествует по знакомым и незнакомым тропинкам и дорогам, чтобы потом свои впечатления подарить истинно неравнодушным и благодарным зрителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

назад

вперед

                                                                

 

 

 

                                                                              © 2003 Rus Ecology Film / Евразийский центр современного искусства / Вадим Осадчий     

Сайт управляется системой uCoz